Некоторые итоги развития Национальной системы квалификаций в Российской Федерации

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Рейхерт Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Российская Федерация, 454080, Челябинск, ул. Ленина, 76 https://orcid.org/0000-0001-8020-1432

Аннотация

Квалификация работника играет одну из ключевых ролей в экономическом развитии любого государства. Россия использует международный опыт в создании Национальной системы квалификаций, которая бы позволила решить вопрос нехватки высококвалифицированных кадров, создания системы непрерывного образования и совершенствования профессиональных навыков, и, что немаловажно, — в создании инструментов оценки квалификации работника. В настоящее время, по истечении восьми лет после введения в Трудовой кодекс России понятия «профессиональный стандарт», можно говорить об определенных итогах и возникших проблемах. Посредством сравнительно-правового анализа законодательства автором были достигнуты следующие результаты исследования. Выявлены пробелы в понятийном аппарате, а именно отсутствие понятия Национальной системы квалификаций, неопределенность ее составных элементов, отсутствие законодательно закрепленного определения национальной рамки квалификаций, до сих пор ведутся споры о понятии «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». Почти не ведется методическая работа, она разрознена и противоречива, несмотря на создание целой системы органов и организаций, обеспечивающих функционирование Национальной системы квалификаций. Проведенное исследование позволило автору прийти к заключению, что профессиональное сообщество, которое должно играть ведущую роль в работе советов по профессиональным квалификациям и создании профессиональных стандартов, занимает пассивную позицию. Работодатели мотивируют это сложностью административных процедур, недостатком ресурсов. Ранее принятые профессиональные стандарты отменяют через довольно непродолжительное время, что порождает нестабильность трудовых отношений, вынуждает работодателей пересматривать свои локальные нормативные акты. Нерешенность методических и организационных вопросов позволяет утверждать, что основной проблемой современного состояния процесса внедрения профстандартов является неготовность рынка труда к реальному переходу на эти стандарты и использованию их в качестве универсального инструмента оценки уровня квалификации работников в условиях дихотомии, когда для одних субъектов профстандарты обязательны к применению, а для других носят рекомендательный характер. Также результатом исследования стал вывод о недоступности независимой оценки квалификации в отношении всего круга видов трудовой деятельности. Дана критическая оценка возможности прохождения профессионального экзамена без отсутствия базового профессионального образования.

Ключевые слова:

Национальная система квалификаций, национальная рамка квалификаций, квалификация работника, профессиональный стандарт

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Библиография

Батрова, Ольга Ф., Блинов, Владимир И., Волошина, Ирина А., Есенина, Екатерина Ю., Лейбович, Александр Н., Сазонов, Борис А., Сергеев, Игорь С. 2008. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации. Москва: Федеральный институт развития образования:1–14.

Гриднева, Мария А., Маслюк, Орыся Д., Петров, Максим А. 2020. «Профессиональные стандарты на рынке труда: особенности и практика применения.» Социально-трудовые исследования 39 (2): 85–98. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2020-39-2-85-98

Зябликов, Дмитрий В. 2017. «К вопросу о внедрении новой системы оценки квалификаций: проблемы и пути решения.» Современные научные исследования и инновации 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78300 (дата обращения: 25.07.2020).

Новикова, Наталья В. 2017. «Квалификация работника: понятие, значение для трудовых отношений, независимая оценка.» Трудовое право в России и за рубежом 4: 36–39.

Папороцкая, Ольга И. 2016. «Оценка и споры о квалификации работников.» Трудовое право 10: 101–111.

Саликова, Наталья М., Кучина, Юлия А. 2017. «Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов.» Российское право: образование, практика, наука 5: 79–84.

Серебренникова, Марина С., Фатеева, Наталья Б., Петрякова, Светлана В. 2017. «Актуальность и механизм внедрения профессиональных стандартов.» Аграрный вестник Урала 1: 95–98.

Штенников, Василий Н. 2011. «Приоритеты качеств работника в условиях модернизации электронной отрасли.» Компоненты и технологии 7: 54–55.

Шубина, Татьяна А. 2014. «Конвенции и Рекомендации МОТ как источник правового регулирования трудовых отношений в России.» Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции: Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки: 34–36.

Bancino, Randy R., Zevalkink, Claire C. 2007. “Soft Skills: The New Curriculum for Hard-Core Technical Professionals.” Techniques: Connecting Education and Careers 82 (5): 20–22.

Banerjee, Mandira. 2018. “New foundation promotes soft skills for workers in India.” URL: https://phys.org/news/2018-03-foundation-soft-skills-workers-india.html (дата обращения: 25.07.2020).

Bayern, Macy. 2019. “10 soft skills tech pros need to land a job.” URL: https://www.techrepublic.com/article/10-soft-skills-tech-pros-need-to-land-a-job/ (дата обращения: 25.07.2020).

Bogunovic, Goran. 2019. “Technical Skills VS Soft Skills: Which Are More Important?” URL: https://domain.me/technical-skills-vs-soft-skills-finding-the-balance/ (дата обращения: 25.07.2020).

Laker, Dennis D. R., Powell, Jimmy J. L. 2011. “The differences between hard and soft skills and their relative impact on training transfer.” Human Resource Development Quarterly 22 (1): 111–122.

Pant, Ira I., Baroudi, Bassam B. 2008. “Project management education: The human skills imperative.” International journal of project management 26 (2): 124–128.

Rainsbury, Elizabeth E., Hodges, Dave D., Burchell, Noel N., Lay, Mark M. C. 2002. “Ranking workplace competencies: Student and graduate perceptions.” Asia-Pacific Journal of Cooperative Education 3 (2): 8–18.


References

Bancino, Randy, Zevalkink, Claire. 2007. “Soft Skills: The New Curriculum for Hard-Core Technical Professionals.” Techniques: Connecting Education and Careers 82 (5): 20–22.

Banerjee, Mandira. 2018. “New foundation promotes soft skills for workers in India.” Available at: https://phys.org/news/2018-03-foundation-soft-skills-workers-india.html (accessed: 25.07.2020).

Batrova, Ol’ga F., Blinov, Vladimir I., Voloshina, Irina A. 2008. National qualifications framework of the Russian Federation: Recommendations. Moscow, Federal’nyi institut razvitiia obrazovaniia: 1–14. (In Russian)

Bayern, Macy. 2019. “10 soft skills tech pros need to land a job.” Available at: https://www.techrepublic.com/article/10-soft-skills-tech-pros-need-to-land-a-job/ (accessed: 25.07.2020).

Bogunovic, Goran. 2019. “Technical Skills VS Soft Skills: Which Are More Important?” Available at: https://domain.me/technical-skills-vs-soft-skills-finding-the-balance/ (accessed: 25.07.2020).

Gridneva, Mariia A., Masliuk, Orysia D., Petrov, Maksim A. 2020. “Professional standards in the labor market: features and practice of application.” Sotsial’no-trudovye issledovaniia 39 (2): 85–98. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2020-39-2-85-98 (In Russian)

Laker, Dennis R., Powell, Jimmy L. 2011. “The differences between hard and soft skills and their relative impact on training transfer.” Human Resource Development Quarterly 22 (1): 111–122.

Novikova, Natalya V. 2017. “Employee qualification: notiont, meaning for labor relations, independent assessment.” Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom 4: 36–39. (In Russian)

Pant, Ira, Baroudi, Bassam. 2008. “Project management education: The human skills imperative.” International journal of project management 26 (2): 124–128.

Paporotskaia, Ol’ga I. 2016. “Evaluation and debate on the qualifications of employees.” Trudovoe pravo 10: 101–111. (In Russian)

Rainsbury, Elizabeth, Hodges, Dave, Burchell, Noel, Lay, Mark C. 2002. “Ranking workplace competencies: Student and graduate perceptions.” Asia-Pacific Journal of Cooperative Education 3 (2): 8–18.

Salikova, Natal’ia M., Kuchina, Iuliia A. 2017. “Actual problems of implementation of the professional standards.” Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka 5: 79–84. (In Russian)

Serebrennikova, Marina S., Fateeva, Natal’ia B., Petriakova, Svetlana V. 2017. “Actuality and the mechanism of implementation of the professional standards.” Agrarnyi vestnik Urala 1: 95–98. (In Russian)

Shtennikov, Vasilii N. 2011. “Priorities of employee qualities in the conditions of modernization of the electronic industry.” Komponenty i tekhnologii 7: 54–55. (In Russian)

Shubina, Tat’iana A. 2014. “ILO conventions and Recommendations as a source of legal regulation of labor relations in Russia.” Problemy sovremennoi iuridicheskoi nauki: aktual’nye voprosy. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnoiarsk, Innovatsionnyi tsentr razvitiia obrazovaniia i nauki: 34–36. (In Russian)

Ziablikov, Dmitrii V. 2017. “On the issue of implementing a new system for evaluating qualifications: problems and solutions.” Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii 2. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78300 (accessed: 25.07.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.02.2021

Как цитировать

Рейхерт, Е. С. (2021). Некоторые итоги развития Национальной системы квалификаций в Российской Федерации. Ежегодник трудового права, 11, 308–317. извлечено от https://rjll.spbu.ru/article/view/12015

Выпуск

Раздел

Статьи