Оплата труда учителей в России: постановка проблем
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.105Аннотация
Предметом исследования являются две основные модели, по которым выстроены действующие системы оплаты труда учителей общеобразовательных организаций в России. Анализ норм выявил, что федеральное законодательство относит вопросы установления систем оплаты труда к компетенции образовательных организаций. При этом обязательные нормативные требования к величине оклада, а также к составу и размеру доплат и надбавок учителей как таковые отсутствуют. На федеральном уровне установлен лишь ряд гарантий по обеспечению минимального уровня оплаты труда педагогов, в то время как выбор конкретных механизмов его реализации отдается на уровень субъектов РФ, органов местного самоуправления, образовательных организаций. Изучение региональных и муниципальных нормативно-правовых актов показало, что отсутствие в окладной системе централизованного нормативного закрепления ограничений на структуру фонда оплаты труда в школе при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате за труд равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права – равной оплаты за труд равной ценности, и ставит материальное (и, как следствие, социальное) положение учителей в зависимость не от качества и количества их труда, а от уровня экономического развития региона. В статье подвергается критике идея о введении единого федерального оклада как меры, направленной на повышение общего размера заработной платы учителя. В числе возможных способов решения проблем авторы указывают на необходимость выработки комплекса федеральных рекомендаций: по минимальной доле оклада педагогических работников в общей сумме заработной платы; по основаниям установления повышающего коэффициента к окладу; по основаниям установления выплат компенсационного характера за выполнение работы, выходящей за пределы трудовой функции преподавателя; по основаниям установления выплат стимулирующего характера, в т.ч. для отражения в заработной плате показателей качества и эффективности педагогического труда.
Ключевые слова:
система оплаты труда, общеобразовательные организации, педагогические работники, должностной оклад, ставка, надбавки, выплаты компенсационного характера
Скачивания
Библиографические ссылки
Библиография
Абанкина, Ирина В., Анна А. Вавилова, Павел В. Деркачев, Кирилл В. Зиньковский, Иван А. Кравченко и Надежда Е. Суркова. 2021. «Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?» Современная аналитика образования 7 (56): 1–68.
Геращенко, Ирина П., Юлия В. Марус и Елена В. Коваленко. 2021. «Региональная дифференциация оплаты труда учителей: проблемы, тенденции и перспективы.» Фундаментальные исследования 11: 56–60.
Головчин, Максим А. 2021. «Реализация принципа достойной оплаты труда в российском образовании: экономико-статистическое исследование.» Вопросы статистики 28 (3): 15–30.
Городкова, Светлана А., Марина И. Дроздова, Наталья В. Медведева и Анна А. Алетдинова. 2022. «Особенности оплаты труда педагогических работников как многомерного объекта, основанного на факторах рационализации.» Baikal Research Journal 13 (3).
Заир-Бек, Сергей И., Татьяна А. Мерцалова и Константин М. Анчиков. 2020. «Кадры школьного образования: возможности и дефициты.» Мониторинг экономики образования. Вып. 18. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://clck.ru/SCjzk (дата обращения: 14.06.2023).
Конюкова, Наталья И. 2020. «Создание единой системы оплаты труда в общем образовании в контексте экономической безопасности.» Развитие территорий 3 (21): 9–12.
Синица, Арсений Л. 2019. «Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников.» Экономическая наука современной России 2: 103–114.
Ястребова, Ольга К., Андрей А. Лазарев и Дарья П. Зубринская. 2021. «На счет педагога. Целевые ориентиры и ограничения в разных системах оплаты труда.» Образовательная политика. 2 (86): 96–106.
References
Abankina, Irina М., Anna А. Vavilova, Pavel V. Derkachev, Kirill V. Zinkovsky, Ivan A. Kravchenko and Nadezhda E. Surkova. 2021. “Payment for teachers: how to change the situation for the better?” Sovremennaia analitika obrazovaniia 7 (56): 1–68. (In Russian)
Gerashchenko, Irina P., Yulia V. Marus and Elena V. Kovalenko. 2021. “Regional differentiation of teacher’ remuneration: Problems, trends and prospects.” Fundamental’nye issledovaniia 11: 56–60. (In Russian)
Golovchin, Maxim A. 2021. “Implementation of the Principle of Decent Wages in Russian Education: Economic and Statistical Study.” Voprosy statistiki 28 (3): 15–30. (In Russian)
Gorodkova Svetlana A., Marina I. Drozdova, Natalia V. Medvedeva and Anna A. Aletdinova. 2022. “Nuances of Remuneration of Pedagogical Workers as a Multidimensional Object, Based on Rationalization Factors.” Baikal Research Journal 13 (3). (In Russian)
Konyukova, Natalia I. 2020. “Creation of unified system of wage in general education in context of economic security.” Razvitie territorii 3 (21): 9–12. (In Russian)
Sinitsa, Arseny L. 2019. “The Influence of the Ownership Form of the Educational Organization on the Salary of Pedagogical Employees.” Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii 2: 103–114. (In Russian)
Yastrebova, Olga K., Andrey A. Lazarev and Daria P. Zubrinskaya. 2021. “Teacher’s pay: Targets and limitations in the different pay systems.” Obrazovatel’naia politika 2 (86): 96–106. (In Russian)
Zair-Bek, Sergey I., Tatiana A. Mertsalova and Konstantin M. Anchikov. 2020. “School education personnel: Opportunities and deficits.” Monitoring ekonomiki obrazovaniya. Iss. 18. HSE University. Available at: https://clck.ru/SCjzk (accessed: 14.06.2023). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Ежегодник трудового права» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.