Совершенствование института целевого обучения: анализ изменений закона об образовании

Авторы

  • Фатима Курмановна Ногайлиева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.102

Аннотация

В контексте перехода к цифровой экономике возникает потребность в квалифицированных специалистах, обладающих соответствующими этим процессам компетенциями. Система среднего профессионального и высшего образования является главным инструментом для подготовки кадров для рынка труда. Автор статьи обращается к механизму целевого обучения как к одному из способов решения проблем в области подготовки кадров. Идейно целевое обучение, в целом, не претерпевало коренных изменений в последние два десятилетия. Его основу составляет тот факт, что прием на целевое обучение за счет средств государственного бюджета осуществляется по обособленным квотам, а одним из условий предоставления квоты является заключение договора с заказчиком целевого обучения – будущим работодателем. Однако детали процедуры целевого поступления и обязательства сторон отношений не были должным образом урегулированы в законодательстве, что порождало скорее негативные оценки общества к этому основанию возникновения образовательных отношений. С 1 мая 2024 вступят в силу изменения в законодательство об образовании, нацеленные на повышение эффективности для экономики целевого обучения путем уточнения обязательств сторон и их ответственности, а также призванные сделать всю процедуру поступления на целевые места прозрачной и открытой в общенациональном масштабе. В статье произведен критический обзор предполагаемых изменений Закона об образовании: впервые данного определения понятию целевого обучения, обновленных обязательств сторон договора о целевом обучении, включения в число сторон договора образовательной организации и будущего работодателя, обновленного порядка приема по договору о целевом обучении.

Ключевые слова:

целевое обучение, целевое поступление, профессиональное образование, профессиональное обучение, ученический договор, трудоустройство, отработка, образовательные стандарты, рынок труда, квалификация, квота целевого приема

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Кельсина, Анна С. 2020. «Проблемы целевого обучения в России.» Образовательные технологии 4: 32–40.

Киреева, Любовь В., и Светлана С. Костыря. 2023. «Проблемы отбора абитуриентов для заключения договора о целевом обучении с предприятием-работодателем.» Социально-гуманитарные технологии 1 (25): 75–81.

Новикова, Наталья В. 2019. «О трудоправовых признаках договора о целевом обучении.» Электронное приложение к Российскому юридическому журналу 2: 34–40.

Сафонов, Александр А. 2015. «Плюсы и минусы обязательного государственного распределения выпускников-бюджетников на работу по специальности: дискуссия экспертов.» Экономика труда 2 (3): 167–182.

Степанова, Елена А. 2022. «О применении норм трудового законодательства к отношениям о целевом обучении.» Трудовое право в России и за рубежом 1: 33–35.

Хайруллина, Гузель Х. 2022. «Целевое обучение: вопросы теории и судебной практики.» XVII Акмуллинские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции 2–3 декабря 2022 года. Т. 1. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 30–32.

Шевелева, Наталья А., Нелли И. Дивеева, Илья А. Васильев и Александр В. Бабич. 2017. «Проблемы нормативно-правового регулирования целевого обучения: целевой прием, организация обучения и трудоустройство.» Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки 4 (31): 84–90.

Ширинкина, Елена В. 2016. «Образовательные и профессиональные стандарты в условиях реформирования.» Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 6 (11А): 59–66.

Якушкина, Наталья А., и Елена С. Гаврилюк. 2023. «Целевое обучение в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы развития механизма.» Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 240 (2): 302–326.

References

Hajrullina’, Guzel’ H. 2022. “Targeted training: Issues of theory and judicial practice.” XVII Akmullinskie chteniia: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 2–3 dekabria 2022 goda. Vol. 1. Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. M. Akmully Publ., 30–32. (In Russian)

Kel’sina, Anna S. 2020. “Problems of targeted education in Russia.” Obrazovatel’nye tekhnologii 4: 32–40. (In Russian)

Kireeva, Lyubov’ V., and Svetlana S. Kostyrya. 2023. “Problems of selection of applicants for the conclusion of a contract on targeted training with an employer.” Sotsial’no-gumanitarnye tekhnologii 1 (25): 75–81. (In Russian)

Novikova, Natal’ya V. 2019. “On labor-law signs of a contract on targeted training.” Elektronnoe prilozhenie k Rossiiskomu iuridicheskomu zhurnalu 2: 34–40. (In Russian)

Safonov, Aleksandr A. 2015. “Pros and cons of mandatory state distribution of state graduates to work in their specialty: Expert discussion.” Ekonomika truda 2 (3): 167–182. (In Russian)

Stepanova, Elena A. 2022. “On the application of the norms of labor legislation to the relations on targeted training.” Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom 1: 33–35. (In Russian)

Sheveleva, Natal’ya A., Nelli I. Diveeva, Il’ya A. Vasil’ev and Aleksandr V. Babich. 2017. “Problems of regulatory regulation of targeted training: Targeted admission, organization of training and employment.” Vektor nauki TGU. Seriia: Iuridicheskie nauki 4 (31): 84–90. (In Russian)

Shirinkina, Elena V. 2016. “Educational and professional standards in the context of reform.” Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. Vol. 6 (11A): 59–66. (In Russian)

Yakushkina, Natal’ya A., and Elena S. Gavrilyuk. 2023. “Targeted training in the digital economy: Problems and prospects for the development of the mechanism.” Nauchnye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. Vol. 240 (2): 302–326. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.03.2024

Как цитировать

Ногайлиева, Ф. К. (2024). Совершенствование института целевого обучения: анализ изменений закона об образовании. Ежегодник трудового права, 14, 28–40. https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.102

Выпуск

Раздел

Образовательное право и труд: прошлое, настоящее и будущее

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)