О правовом статусе преподавателей университетов Российской Империи

Авторы

  • Евгений Борисович Хохлов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.101

Аннотация

В настоящее время в России намечается проведение новой реформы высшего профессионального образования. Эта реформа должна затронуть весьма широкий круг вопросов, характеризующих разные стороны жизни учреждений высшего профессионального образования, – как организационных, определяющих внешние формы этой жизни, так и содержательных сторон деятельности вузов, т.е. таких, которые определяют смысл самого их существования. Совершенно очевидно, что любая социальная реформа, перед началом своего проведения, должна иметь ответы на три главных вопроса. Прежде всего, требуется максимально детальный анализ сложившейся и действующей на данный момент модели, выявление и констатация негативных и, что вовсе не исключено, позитивных моментов в ее функционировании. Во-вторых, нужно стремиться к тому, чтобы построить возможно более детальный проект той модели, которая должна быть создана в результате реформы. Наконец, весьма важно выработать механизм перехода от действующей модели к новой. Этот механизм также должен быть весьма конкретен и вариабелен. Хотелось бы надеяться, что нынешние реформаторы не только сформулировали указанные три вопроса, но и дали ответы на них. При решении всех трех вопросов нужно опираться на исторический опыт. С одной стороны, практика дает нам многочисленные примеры разного рода моделей образования – как эффективных, так и вызывающих вопросы в этом плане. С другой стороны, существуют не менее многочисленные примеры собственно реформ образования, т.е. технологий перехода от одной образовательной модели к другой. Этот опыт нужно обязательно учесть. И Россия не является здесь исключением.

Ключевые слова:

Российская империя, императорские университеты, уставы императорских университетов России, преподаватели университетов, ординарный профессор, экстраординарный профессор, заслуженный профессор, действительный студент, адьюнкт, доцент, приват-доцент, Ученый совет, декан, ректор, синдик.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Аделунг, Фридрих. 1863. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. Пер. с немецкого Александра Клеванова. Часть II. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 3. Разд. IV. Москва: Университетская типография.

Карамзин, Николай М. 1993. История государства Российского. Т. IХ–ХII. Калуга: Золотая аллея.

References

Adelung, Fridrih. 1863. A critical and literary review of travelers in Russia before 1700 and their works. Translated from the German by Alexander Klevanov. Part II. Readings at the Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University. Book 3. Section IV. Moscow: Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Karamzin, Nikolai M. 1993. History of the Russian State. Vol. IХ–ХII. Kaluga: Zolotaya alleya Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.03.2024

Как цитировать

Хохлов, Е. Б. (2024). О правовом статусе преподавателей университетов Российской Империи. Ежегодник трудового права, 14, 7–27. https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.101

Выпуск

Раздел

Образовательное право и труд: прошлое, настоящее и будущее

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)