О механизме принятия решений в чрезвычайных ситуациях
Аннотация
Чрезвычайные, экстраординарные ситуации, вызванные разными причинами, в том числе распространением опасных заболеваний, являются реалиями нашего времени. Они возникают внезапно, меняют ход жизни и требуют принятия особых решений, обеспечивающих защиту населения от их последствий и обеспечение упорядоченного функционирования общественных, в частности социально-трудовых, отношений. Сложность реагирования на эти обстоятельства затрудняется тем, что смоделировать заранее содержание таких решений невозможно, прежде всего с учетом непредвиденности и непрогнозируемости характера самой чрезвычайной ситуации. Тем не менее законодательство должно содержать правила, определяющие механизм принятия таких решений, который обеспечивал бы соблюдение базовых прав и свобод человека в условиях чрезвычайных событий. На основе анализа действующего законодательства делается вывод о его неприспособленности к оперативному реагированию на подобного рода ситуации, поскольку вся система состоит из органов коллегиального характера и предусматривает длительный период согласования принимаемых решений. Введение в эту систему субъекта, наделенного полномочиями принимать решения единолично, позволит добиться необходимой скорости реагирования. Таким субъектом в сложившихся в связи с пандемией коронавируса обстоятельствах стал Президент РФ, который, с одной стороны, являясь гарантом Конституции, призван принимать меры, направленные на обеспечение действия ее норм, с другой же стороны, обладает способностью и полномочиями принимать оперативные решения самого разного рода, как нормативные, так и управленческие, применяясь к этим экстраординарным обстоятельствам. Механизм принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах должен предусматривать либо утрату такими указами Президента РФ силы с прекращением этих обстоятельств, либо, если их действие выходит за временные границы подобных обстоятельств, должен быть принят в установленном для обычного периода порядке надлежащий по форме нормативный правовой акт, входящий в систему источников трудового права. Это позволит обеспечить легитимацию такого рода чрезвычайных мер.
Ключевые слова:
социально-трудовые отношения, чрезвычайная ситуация, нормотворчество, иерархия источников права, механизм правового регулирования
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Ежегодник трудового права» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.