Оптимизация отчетности педагогов школ: текущие проблемы и варианты решений

Авторы

  • Нелли Ивановна Дивеева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Александр Валентинович Кузьменко Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Вячеслав Валерьевич Суязов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.106 

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы избыточной нагрузки педагогов общеобразовательных организаций, связанной с ведением отчетности и работой с документами. Авторами проведено исследование нормативно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях, проанализированы данные социологических опросов, выявлены факторы, влияющие на эффективность решения проблемы. Эти факторы затрагивают особенности педагогической работы, ее видовое разнообразие; правовую регламентацию трудовых обязанностей педагогов; деятельность контрольно-надзорных органов; информационно-телекоммуникационное сопровождение образовательной деятельности; особенности нормативно-правового регулирования образовательной деятельности в субъектах РФ и др. В работе сделан вывод о необходимости в целях эффективного решения проблемы сочетания мер нормативно-правового характера (могут быть предприняты в относительно краткосрочной перспективе) и организационно-правового характера (потребуют более глубокой и детальной проработки). Перечень предлагаемых мер нормативно-правового характера сформулирован в работе. В качестве мер организационно-правового характера были предложена адаптация и развитие с учетом поставленных целей уже существующих элементов сферы образования: единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, а также информационно-цифровых технологий в учебном и управленческих процессах в сфере образования.

Ключевые слова:

образовательное законодательство, право на образование, педагог, учитель, школа, педагогическая нагрузка, документооборот, отчетность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Библиография

Башкирова, Юлия В., Пепка А. Бояджиева, Ксения К. Елкина, Анна Г. Кукушкина, Вячеслав В. Матвеев, Наталья А. Матвеева, Александр М. Осипов, Юлия П. Тримбицкая и Татьяна Г. Ширина. 2020. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании. Великий Новгород: Типография «Виконт».

Галагузова, Юлия Н., Татьяна С. Дорохова и Алена И. Матвеева. 2022. «Опыт исследования ключевых дефицитов в профессиональной деятельности классных руководителей.» Перспективы науки и образования 2 (56): 608–622.

Головина, Светлана Ю. 2021. «Изменение условий труда педагогических работников высшей школы: правовые аспекты.» Перспективы науки и образования 4 (52): 547–565.

Кропачев, Николай М., Наталья А. Шевелева и Вячеслав В. Суязов. 2021. «Доступность общего образования: конституционное содержание.» Журнал конституционного правосудия 5 (83): 29–35.

Кудилинский, Михаил Н. 2017. «Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования.» Журнал российского права 12: 101–109.

Ларкина, Татьяна Ю. 2022. «Трудовая полуавтономия российских учителей в забюрократизированной школе.» Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены 3: 136–150.

Лозовицкая, Алена А., и Юлия А. Сапожникова. 2023. «Ориентиры проектирования рабочей программы воспитания в контексте обновленных федеральных государственных образовательных стандартов.» Педагогика. Вопросы теории и практики 8 (4): 337–343.

Насонкин, Владимир В., и Наталья В. Путило. 2022. «“Регуляторная гильотина” в сфере образования: вопросы правового регулирования и практики реализации.» Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право 2: 309–326.

Фролов, Борис М. 2015. «О некоторых принципах осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования.» Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право 2: 155–163.

Чернякова, Светлана А. 2023. «Цифровизация образовательной среды как способ снижения нагрузки на педагогические кадры.» Юридическая наука 1: 26–30.

References

Bashkirova, Yulia V., Pepka A. Boyadzhieva, Ksenia K. Elkina, Anna G. Kukushkina, Vyacheslav V. Matveev, Natalia A. Matveeva, Alexander M. Osipov, Yulia P. Trimbitskaya and Tatiana G. Shirina. 2020. School in the paper abyss: The crisis of information flows in education. Velikiy Novgorod: Tipografiia “Vikont” Publ. (In Russian)

Chernyakova, Svetlana A. 2023. “Digitalization of the educational environment as a way to reduce the burden on teaching staff.” Yuridicheskaya nauka 1: 26–30. (In Russian)

Frolov, Boris M. 2015. “On some principles of state control and supervision in the field of education.” Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo 2: 155–163. (In Russian)

Galaguzova, Yulia N., Tatiana S. Dorokhova and Alyona I. Matveeva. 2022. “Experience in the study of key deficits in the professional activities of classroom teachers.” Perspektivy nauki i obrazovaniia 2 (56): 608–622. (In Russian)

Golovina, Svetlana Yu. 2021. “Changing the working conditions of higher school teachers: Legal aspects”. Perspektivy nauki i obrazovaniia 4 (52): 547–565. (In Russian)

Kropachev, Nikolay M., Natalia A. Sheveleva and Vyacheslav V. Suyazov. 2021. “Accessibility of general education: Constitutional content”. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia 5 (83): 29–35. (In Russian)

Kudilinsky, Mikhail N. 2017. “Peculiarities of legal regulation of state control in the field of education.” Zhurnal rossiiskogo prava 12: 101–109. (In Russian)

Larkina, Tatiana Yu. 2022. “Labor semi-autonomy of Russian teachers in a bureaucratic school.” Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny 3: 136–150. (In Russian)

Lozovitskaya, Alyona A., and Yulia A. Sapozhnikova. 2023. “Guidelines for designing a work program of education in the context of updated federal state educational standards.” Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki 8 (4): 337–343. (In Russian)

Nasonkin, Vladimir V., and Natalia V. Putilo. 2022. “‘Regulatory guillotine’ in the field of education: Issues of legal regulation and implementation practice.” Vestnik of Saint Petersburg University. Law. 2: 309–326. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.03.2024

Как цитировать

Дивеева, Н. И., Кузьменко, А. В., & Суязов, В. В. (2024). Оптимизация отчетности педагогов школ: текущие проблемы и варианты решений. Ежегодник трудового права, 14, 94–115. https://doi.org/10.21638/spbu32.2024.106 

Выпуск

Раздел

Образовательное право и труд: прошлое, настоящее и будущее

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)